Момент истины: должны ли сертоловчане соглашаться на оплату коммунальных услуг  поставщикам «напрямую»?

Конец года Сертолово буквально «сотрясает» начатая ООО «УЮТ-СЕРВИС» кампания по проведению общих собраний собственников многоквартирных домов (МКД). Повестки дня указанных собраний содержат вопрос о переходе на так называемые «прямые договорные отношения» с ресурсоснабжающими организациями (РСО).

Эстафету, начатую ООО «УЮТ-СЕРВИС», подхватили другие управляющие организации, в том числе ООО «Комфорт».

Дискуссия перешла на страницы городских газет. Газета «Петербургский Рубеж» включилась в «рекламную» кампанию о «прямых расчётах с РСО». Так в №45 (700) «ПР» от 14 ноября 2013 года, в статье «Плюсы и минусы прямых расчётов с РСО», за подписью А. Викторова, приводится схема реализации идеи «прямых договорных отношений». Цитата: «Дом (ТСЖ, ЖСК, совет дома) заключает с РСО договор, жильцы получают отдельную квитанцию на оплату тепла, где стоят реквизиты специального счета непосредственного монополиста, туда входят и квартирное потребление тепла и общедомовое. В реальном времени ведётся статистика поступления платежей от граждан по каждому дому ……»

В тексте много говорится о «плюсах» и почти ничего о «минусах» «прямых расчётов с РСО», а содержащаяся в статье информация имеет отдалённое отношение к заявленной теме. Достаточно сказать, что в подтверждение своих доводов, автор отсылает читателя к постановлению правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, которое утратило силу более года назад.

Чем вызвана активность управляющих организаций в вопросе о переходе на «прямые договорные отношения»?

Не секрет, что основные управляющие организации Сертолово имеют многомиллионные долги перед ресурсоснабжающими организациями за потреблённые коммунальные ресурсы. Единственной причиной наличия многомиллионной задолженности управляющих организаций считается несвоевременная оплата населением жилищно-коммунальных услуг. Переходом на «прямые договора» управляющие организации делают попытку снять с себя ответственность по оплате потребленных жителями многоквартирных домов коммунальных ресурсов, а также переложить на ресурсоснабжающую организацию обязанность по взысканию долгов с потребителей.

Федеральный закон № 123-ФЗ от 4 июня 2011 года внёс изменения в ст.155 Жилищного кодекса РФ, содержащую порядок оплаты за коммунальные услуги. Пункт 71 статьи 155 ЖК РФ даёт право собственникам и нанимателям жилья в многоквартирном доме, на основании решения общего собрания, вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

При этом сделано две существенные оговорки. Подобный порядок оплаты не может быть применён к взаиморасчетам за коммунальные услуги, потреблённые при использовании общего имущества (ОДН). Даже когда за предоставление коммунальных услуг отвечает управляющая организация.

Право потребителей вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию подтверждено и п.64 постановления правительства РФ № 354. Ответственность за ненадлежащее предоставление коммунальных услуг указанный нормативный акт возлагает на исполнителя коммунальных услуг, т.е. управляющую компанию, либо ТСЖ.

Постановление правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» содержит требования к порядку оплаты коммунального ресурса, в случае принятия общим собранием собственников решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Указанный порядок предусматривает:

1. Потребители, т.е. жители дома в этом случае, обязаны оплачивать РСО только коммунальные услуги, потребленной в жилых и нежилых помещениях, за исключением коммунальной услуги, потребленной при использовании общего имущества (т.е. на общедомовые нужды).

2. Исполнитель, (т.е. управляющая компания, либо ТСЖ) «вносит в адрес ресурсоснабжающей организации плату за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребленной при использовании общего имущества в многоквартирном доме», (т.е. на ОДН).

3. Наличие у Исполнителя договора ресурсоснабжения, в котором определяется указанный порядок.

При наличии договора управления, заключенного собственниками с управляющей организацией, действующее законодательство не предусматривает варианта заключения «прямых договоров» собственников многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями.

Заключение «прямых договоров» собственников с ресурсоснабжающими организациями возможно только при условии, если собственники выбрали способом управления МКД не управление управляющей организацией, а непосредственное управление. Только в этом случае, в соответствии с п.2 ст.164 ЖК РФ, договоры с ресурсоснабжающими организациями заключаются каждым собственником от своего имени, либо от их имени на основании решения общего собрания, действует один из собственников. В случае если многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, обязанность предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме жилищное законодательство возлагает на эту управляющую организацию. Обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям МКД, в соответствии со ст.162 ЖК РФ, должна быть одним из условий договора управления МКД.

Получается, что УК «УЮТ-СЕРВИС» и «Комфорт», которые ратуют за заключение прямых договоров с ООО «Сертоловский Водоканал» и ООО «АНВ Сертолово», ставят себя вне закона.

Если управляющая организация «уклоняется» от возложенной на неё жилищным законодательством обязанности по предоставлению коммунальных услуг в МКД, то необходимо изменить не договор управления, а способ управления многоквартирным домом, то есть избрать способом управления МКД не «управление управляющей организацией», а «непосредственное управление». В этом случае договор управления подлежит расторжению, и собственники МКД могут заключить либо с прежней управляющей компанией либо с другим юридическим договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД, а не договор управления.

На самом деле, главной причиной перевода МКД на «прямые расчёты с РСО» является не только и не столько неплатежи населения (хотя и это имеет место), а условия действующих «кабальных» договоров поставки коммунальных ресурсов, заключенных управляющими организациями с РСО. По этим договорам, управляющие организации взяли на себя ряд заведомо невыполнимых обязательств, в частности по порядку оплаты за потребленные МКД коммунальные ресурсы.

 «Момент истины» наступает, когда РСО начинает требовать своевременной оплаты потребленных коммунальных ресурсов, т.е. выполнения взятых на себя управляющими компаниями обязательств по договорам. Так называемые «взаиморасчеты» управляющих компаний с РСО осуществляются по принципу «кто быстрее добежит до кабинета главы администрации». При этом представители управляющих компаний заявляют, что у них нет замечаний по действующим договорам с РСО.  Видимо существующий «порядок» взаиморасчетов их устраивает.

Действующее законодательство предусматривает не прямые договора собственников МКД с РСО, а даёт возможность собственникам оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Однако не следует забывать, что для реализации идеи «прямых взаиморасчётов», ресурсоснабжающим организациям придётся создать целые структурные подразделения по работе с населением. Затраты РСО по содержанию таких структурных подразделений будет включены в тарифы, что приведёт к их повышению.

Кто просчитал варианты поведения потребителей, получивших вместо одной сразу несколько квитанций с разными реквизитами? Ясно одно: переход на «прямые договорные отношения» или «прямую оплату» коммунальных услуг приведёт к ещё большей путанице и к ещё большему недоверию во взаимоотношениях собственников и управляющих компаний в МКД. В скором времени мы все окажемся свидетелями того, к чему приводят подобные необдуманные действия в сфере ЖКХ.

Александр РАЗУМНОВ, депутат Сертоловского совета