В этом номере мы завершаем свой рассказ об уникальном и не менее удивительном чуде – роговой музыке.

Восторженные отзывы современников этого уникального вида творчества притягивали и не давали покоя многим видным деятелям культуры. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку в XX веке к успеху не приводили. Казалось, с утерей секретов необычного искусства, мы никогда не услышим эти звуки.

В 2001 году, после долгих поисков и размышлений, Сергеем Песчанским была предпринята очередная попытка возрождения роговой музыки.

В третий раз роговая музыка возродилась в Петербурге в 2002, когда музыкантом С. Н. Песчанским был создан концертный коллектив «Русская роговая капелла».

В феврале 2002 года состоялся первый концерт “Русской Роговой Капеллы”, который доказал, что роговой оркестр способен, как и раньше, очаровывать слушателей. Простота инструментов в сочетании с особым способом извлечения звука позволяют создавать необычные звучания, не знакомые мировой музыкальной практике. Своеобразное звучание оркестра напоминает орган. То, что каждый инструмент издает только одну ноту, придает музыкальному произведению особую динамику.

В самом сердце Санкт-Петербурга, в РГПУ им. А. И. Герцена зазвучал роговой оркестр. Бывший владелец дворца по адресу Мойка 48 (сегодня это главный корпус университета) К. Г. Разумовский содержал роговой оркестр, считавшийся одним из лучших в городе.

Ректор РГПУ им. А.И. Герцена Г.А. Бордовский поддержал идею возрождения русской роговой музыки. Концертная деятельность коллектива входит в культурно-просветительскую программу университета.

На сегодняшний день коллектив состоит из 20 музыкантов. Коллекция рогов регулярно пополняется и сейчас насчитывает 100 инструментов длиной от 10 см до 250 см. В отличии от роговых оркестров XVIII-XIX вв., где каждый исполнитель играл только на одном инструменте, музыканту “Русской Роговой Капеллы” приходится играть на 2-5.

Рог, как музыкальный инструмент, известен во многих странах, но роль его всегда была служебная – охотничьи, почтовые, военные сигналы. И вот в 1751 году в России появился оркестр, целиком состоящий из рогов – инструментов, издающих только одну ноту. Повторить это «чудо» не удалось более ни в одной стране мира. Со временем роговое искусство оказалось забыто, но с созданием в 2002 году в Петербурге «Русской роговой капеллы» появилась возможность вновь услышать эти поражающие своей красотой звуки.

«Русскую роговую капеллу» под управлением Сергея Песчанского называют «тембром России». За десять лет – более 700 концертов в разных странах, восторженные отклики, удивление и уважение слушателей.

Как явление, роговой оркестр есть выражение национальной русской идеи – соборности. Русская культура издревле чуралась приоритета солиста, выпячивания личностного, индивидуального – на чем западная культура вырастала. Если выходил в русском искусстве на передний план «солист», то это был «голос из хора». В роговом оркестре солирование изначально невозможно, роговая музыка может существовать только как коллективное творчество. И можно смело сказать – с появлением «Русской роговой капеллы» был возрожден целый пласт русской национальной культуры.

Репертуар оркестра включает в себя фанфарную, народную, классическую и духовную музыку. Совместно с “Русской Роговой Капеллой” в концертах также участвуют солисты (духовые инструменты и вокал).

С 2002 года состоялось свыше 700 выступлений. Кроме концертов в России, коллектив выступал в Греции, Испании, Франции, Эстонии, Германии, Польше, Чехии, Ватикане.

Беседуем с Сергеем Песчанским:

ОБ УНИКАЛЬНОСТИ РОГОВ КАК МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Эти простые инструменты задумывались поначалу как вспомогательные в процессе освоения игры на классических духовых инструментах. Оказалось, что эта музыка существовала только в России и считалась безвозвратно утерянной.

О РОГОВОЙ МУЗЫКЕ И ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Граф Константин Григорьевич Разумовский содержал роговой оркестр – один из лучших в городе – в своем дворце на набережной Мойки. Может, и не случайно эта музыка возродилась именно в РГПУ им. А.И. Герцена, в самом центре города, где когда-то существовал роговой оркестр. На сегодня создано почти два комплекта рогов. В усовершенствовании они не нуждаются, а в уходе за ними выделено помещение в институте детства на Московском проспекте. Там же проходят репетиции в актовом зале.

О ТОМ, КАК МУЗЫКАНТАМ УДАЕТСЯ ИГРАТЬ НА НЕСКОЛЬКИХ РОГАХ И ПРИ ЭТОМ НЕ ПУТАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ

На репетициях отрабатываются навыки игры и разучиваются новые произведения. Каждый инструмент имеет определенную высоту, которая обозначена соответствующей нотой. Меняя инструменты, музыканты знают, где находится нужный, а обозначение ноты на нем нужно для подстраховки.

О ТВОРЧЕСКИХ ПЛАНАХ

Самый главный инструмент – это человеческий голос. Поэтому мы продолжаем создавать программы совместно с хором. В этом году Русской Роговой Капелле – 15 лет, и мы продолжаем радовать своих слушателей новыми концертами.

В канун Нового года 27 декабря, приглашаем на концерт Русской роговой капеллы. Высочайшее мастерство музыкантов, уникальные инструменты, удивительное звучание «большой меди» и первоклассный репертуар – вот далеко не полный список причин чтобы прийти к нам (Академическая Капелла Санкт-Петербурга, наб.реки Мойки, 20, начало в 19 часов).

Наша программа целиком посвящена чудесам – волшебству Нового года и чуду Рождества. От Бетховена до знаменитейшей «О, новогодняя ёлка», от Свиридова до Балакирева, от «Вильгельма Телля» Россини до «Тихой ночи», и, наконец, уникальная оратория Сарти – в нашем концерте совпало всё, чтобы настроить вас на счастливую встречу Нового года!

О ЗНАЧЕНИИ РОГОВОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В русской роговой музыке осуществлена русская национальная идея. Каждый инструмент – одна нота. Один человек не может создавать мелодию, она создается только вместе с другими. На Руси это считалось соборностью. Восторженные отзывы слушателей говорят о востребованности и актуальности этой музыки в наше компьютеризированное время. И это главная награда музыкантам.

 

Елена Титова

comments powered by HyperComments