Наталия Котельникова: «Мне не страшно, что через 20 лет от моих учеников будет зависеть жизнь страны»

В канун Дня Учителя мы побеседовали о проблемах современной школы с учителем начальных классов МОУ СОШ №2 Натальей Матвеевной Котельниковой.

Наталья Матвеевна, в первую очередь разрешите поздравить вас с наступающим праздником, и пожелать профессиональных успехов и крепкого здоровья. А вы помните свой первый День Учителя в школе?

Конечно помню. Эти цветы, улыбки, воздушные шарики… Было почему-то волнительно и даже тревожно. И немного странно, что все эти подарки не для меня, а для учителя.

Вы чувствуете ответственность за свою профессию, за детей, которых вы учите?

Всегда. Постоянно есть мысли, что что-то не додал, не сделал, не смог сделать. И такие сомнения посещают регулярно.

Как за последнее время изменились проблемы, которые приходится решать вместе с детьми? Раньше старшеклассники курили за углом на переменах, а теперь даже в школе иногда употребляют наркотики, разные курительные смеси. Как бороться с этими проблемами?

Такие проблемы есть, и они актуальны не только в масштабах нашей школы, но и всей страны. У нас о вреде наркотиков знают даже дети в начальных классах, не говоря уже о старшеклассниках. Мы постоянно объясняем ученикам, как это опасно. Но если бы с этой проблемой боролись более серьезно в масштабах общества…

Многие люди старшего поколения считают, что современные дети непрактичны, зациклены на себе и своих проблемах, общение в реальной жизни заменяют виртуальной реальностью. Как Вы считаете, насколько современный ребенок готов к взрослой жизни?

Наша школьная программа уже с первого класса готовит детей к взрослой жизни: так программа построена, что он должен многое уметь, должен многое знать. Так что, думаю, дети после окончания школы к взрослой жизни будут готовы очень хорошо. А с тем, что они зациклены на своих проблемах, я не согласна. Их интересует очень многое. Но иногда мы, взрослые, сами с проблемами не можем справиться и пропускаем то, что интересует наших детей.

Скажите, Вам не страшно, что через 15-20 лет от них будут зависеть жизни людей, наша безопасность, да и вообще наша жизнь?

Мне кажется, не стоит этого бояться. За учеников нашей школы совсем не страшно. Почему-то уверена, что они всё смогут хорошо: и свою жизнь прожить, и нас защитить, если вдруг понадобится.

Как Вы оцениваете молодежь, которая приходит работать в школу?

Разная молодежь приходит. Есть молодежь, которая приходит в профессию не просто за стажем, а поработать с детьми, передать им то, что умеют и знают. Конечно, такая молодежь остается. Хочется, чтобы и государство им помогало. И тогда не будут появляться так часто объявления о том, что в школу требуется учитель.

Как Вы считаете, для Ваших молодых учителей работа в школе — это призвание или просто стаж в трудовой книжке?

Только ради стажа в трудовой книжке человек в школу не приходит работать – только по призванию.

Насколько они готовы работать с детьми?

Думаю, что готовы. Конечно, сначала и трудно, и непонятно. Но тем, кто пришел не за трудовым стажем, думаю, будет легко и интересно. Мы друг другу помогаем: те, кто приходят в школу, привносят что-то новое и интересное в нашу работу, и мы, давно работающие, что-то можем подсказать молодым.

Согласны ли Вы с мнением старшего поколения, что молодежь сейчас не хочет работать?

Нет, с этим я не согласна. Мне кажется, хотят работать. Но не все у них получается. Когда они приходят на работу, их сразу спрашивают: «А какой стаж?». Не все успевают учиться и работать одновременно. Так что им нужно помочь, а не отказывать в приеме на работу.

Профессия учителя всегда находила отражение в культуре, в частности, в кино. Наверняка Вы смотрели фильм «Доживем до понедельника». Сейчас про учителей снимают другие фильмы. Вы смотрели фильм «Географ глобус пропил»?

Смотрела.

Насколько правдиво там показана школа?

Если сравнивать с нашей школой, то наша школа сильно отличается от той, в фильме. Мне всегда хотелось в такой вот школе побывать, какую показывали по телевизору.

Вам нравится, как главный герой строит взаимоотношения с учениками?

Если честно, не очень. Может быть, это мое субъективное мнение.

И еще хочу спросить Вас про сериал «Физрук». У Вас в школе смог бы работать физруком Олег Евгеньевич?

Думаю, что нет.

Как Вы вообще относитесь к таким экранным образам учителя?

Образ несколько утрирован. Возможно, я сужу по нашей школе, но мне кажется, что трудно найти такой тип в реальной жизни. И я не понимаю, почему современные фильмы показывают именно таких учителей.

Что бы Вы хотели пожелать студентам, которые выбрали педагогику своей профессией и придут работать к Вам в школу через пять лет?

Студентам хочу пожелать, чтобы они овладевали знаниями, которые им дают. И мне бы хотелось, чтобы они обязательно приходили работать в школу после того, как закончат учиться. Школа меняется и, конечно же, ждет молодых. Может, они на самом деле лучше понимают современных детей и могут им дать то, чего уже не можем мы.

Пока Наталья Матвеевна отвечала на наши вопросы, её ученики – вместе с родителями – подготовили свои поздравления и пожелания: в стихах и прозе.

Поздравление от учеников 6 «В»

Мы желаем нашей первой учительнице здоровья, счастья, а еще очень-очень прилежных и послушных учеников. Ведь это ее труд. Мы пришли к ней маленькими цыплятами, а она из нас сделала взрослых и умных птиц и пустила в свободный полет. Мы хотим, чтобы птицы такие вылетали каждые 4 года. И чтобы она была счастлива. Наталья Матвеевна — добрая, красивая, умная, и всегда помогает в трудную минуту.

Поздравление от учеников 2 «В»

Наталья Матвеевна, поздравляем Вас и желаем Вам быть всегда красивой. И желаем, чтобы наши тетрадки всегда были красивыми. Вы всегда учили нас очень хорошо. И Вы были всегда красивой и будете самой красивой.

Поздравление от родителей 2 «В»

Сегодня, в Ваш праздник;
Поздравить хотим,
И дружно, с любовью,
Мы все говорим:
Спасибо, учитель,
За Ваше добро,
Что дарите нам
Своё Вы тепло,
Что учите нас Вы
Читать и писать,
Вы учите нас

О хорошем мечтать,
А мы Вам желаем
Добра и здоровья,
И это поздравление
Мы Вам дарим с любовью!

comments powered by HyperComments