Отец Вадим: «Церковь не в брёвнах, а в ребрах»

С момента нашего последнего разговора со священником архиерейского подворья храма Преподобного Сергия Радонежского отцом Вадимом прошло четыре месяца. Прощаясь с отцом Вадимом в апреле, корреспонденты «СиО» пообещали обязательно прийти в небольшой спортивный зал, который тогда только оборудовался для совсем молодых прихожан на втором этаже церкви. Так и не сдержав обещания, первым делом интересуемся у священника — удалось ли осуществить задуманное?

— Удалось, но желающих заниматься пока мало. Лето, народу совсем нет. Хочется верить, что ближе к осени ситуация изменится в лучшую сторону.

После этого разговор зашел о вещах, одинаково важных для любого времени года.

Отец Вадим, как церковь, на ваш взгляд, влияет на социальную жизнь города?

— Любая религиозная или общественная организация неизбежно оказывает влияние на общество уже в силу самого факта своего присутствия. Наш небольшой приход в этом смысле не исключение, хотя и говорить о каком-то глобальном влиянии не приходится. Справедливо утверждение, что «Церковь не в бревнах, а в ребрах», то есть Церковь – это собрание верующих в Господа Иисуса Христа, а не здание. Прихожане нашего храма – это простые сертоловчане, живущие и трудящиеся рядом с нами, имеющие такие же житейские заботы, проблемы и радости, как и у каждого горожанина. Другое дело, что сертоловчанин-христианин, как правило, иначе будет смотреть на окружающую его социальную среду, чем его, скажем, неверующий сосед. Такое отличие обусловлено опытом пребывания в Церкви, опытом личной молитвы, чтением Священного Писания; тем, что в православной среде именуется «духовной бранью». Та степень вовлеченности в подлинное богообщение, которое человек внутренне усвоил через Церковь, и будет положительно проявляться в общении с семьей, соседями, в практической деятельности на работе. Все остальное – это рудименты и плоды прошлой жизни вне освящающего христианства. Чем больше будет искренних христиан, тем более стабильной и качественной будет социальная жизнь города, поскольку верующему человеку не надо объяснять необходимость добросовестного труда и последующей ответственности не только перед человеческим начальством, но и Богом.

— Есть ли сегодня у церкви свои конкретные идеи и планы для улучшения общественной жизни города?

— Отчасти я уже начал отвечать на этот вопрос. Если говорить о Церкви как религиозной структуре, то таких планов относительно конкретно Сертолово, конечно, нет. Одним из способов участия Церкви в улучшении общественной жизни является пастырское назидание людей, идентифицирующих себя с христианством и живущих в этом обществе. Посредством этого достигается положительная, хотя недостаточная на сегодняшний день форма присутствия Церкви в городе. Следует отметить, что в этом направлении наметилось, кажется, конструктивное сотрудничество с руководством города, в частности с Юрием Ходько. Ряд наших обращений нашел положительный отклик у Юрия Алексеевича. Например, было организовано паломничество в Выборг по случаю 10-летия епископской хиротонии нашего владыки Игнатия, содействие в благоустройстве прилегающей к храму территории, участие в общественных мероприятиях города. Другие общие проекты находятся в стадии формирования.

 — Что вы думаете о коммерческой  деятельности церкви? Есть ли у вас определённые тарифы на крещение, венчание, отпевание?

— Если под «коммерческой деятельностью» вы понимаете вторую часть вопроса, то скажу нарочито канцелярским языком. Определенных тарифов, регламентирующих участие человека в церковном Таинстве, нет. Есть некий ожидаемый, усредненный размер пожертвования по случаю совершения того или иного чинопоследования. Учитывая, что регулярно совершаемые таинства Покаяния и Причащения – совершенно безвозмездны, то некое пожертвование за совершаемое раз в жизни для конкретного человека богослужение (Крещение, Венчание или отпевание) сколько-нибудь значительного ущерба обратившемуся не принесет. Кроме того, скромный достаток и в малой степени не должен служить препятствием для обращения к священнику с просьбой о пастырском преподании любого таинства, если у этого человека сердце преисполнено любовью ко Господу Иисусу Христу.

— В чём отличие между торговыми киосками в современных храмах и торговцами в древнем Храме, которых выгнал Христос?

— Очевидно и похвально, что вы знакомы с евангельским повествованием об изгнании торгующих из Храма. Если это так, то вы должны обратить внимание, что в Храме торговали предназначенными для жертвоприношений животными, а для осуществления обмена денег стояли столы менял. Зная нрав и обычаи восточных народов, несложно предположить, какой хаос имел место в иерусалимском Храме от звуков, издаваемых животными, неизбежным спором в процессе обмена денег или покупки животных. Любой благочестивый человек пришел бы в немалое смущение от подобной картины. Если Вы представили себе эту ситуацию и мысленно перенеслись в любую церковную лавку, то поймете, что это разные категории. Но даже в современных храмах стараются по возможности вынести или минимизировать реализацию материальных религиозных символов в стенах собственно церкви.

— Как вы относитесь к введению в российских школах предмета «Основы православной культуры»?

— Этот предмет позиционирован не как религиозный, а культурологический. Современное молодое поколение во многом живет в атмосфере оторванности от духовных ценностей предков, в неком гетто, где актуальны подчас только текущие биологические или физиологические потребности. Это следствие безудержного культа стремления к стяжанию материальных благ при почти полном отсутствии интереса к благам духовным. В своем крайнем проявлении такие люди становятся опасными как для себя, так и окружающих. Полагаю, что именно для того, чтобы человек смог задуматься, иметь некий жизненный ориентир и умел аргументированно ответить на вопрос: «Кто ты, Иван, в этой жизни», — и нужен такой школьный предмет. Если замысел Основ православной культуры удастся реализовать, то будет меняться в лучшую сторону и окружающая действительность.

— Кто сегодня посещает церковь? Есть ли среди них дети?

— В основном это люди среднего возраста, но есть, конечно, и молодежь. Всегда умилительно смотреть, как молодой папа катит перед собой коляску с ребенком вокруг храма, пока я совершаю богослужение, а потом причащается, или стоит с сыном-подростком всю службу. Детей много. Достаточно прийти в любой воскресный день на литургию, чтобы убедиться в этом.

— В чём состоит главная цель Церкви?

— В освящении людей, в их приближении Богу, в умении молиться, общаться с Ним; в жизни, соответствующей исповедуемой вере. Священник не изолирован от своей пасты, от народа Божия. Мы вместе идем по пути спасения от греха и составляем Церковь во Главе с Иисусом Христом.

— Многие считают, что вера должна быть в душе, а ходить в церковь не обязательно. Так ли это?

— Правильно, вера должна быть в душе. А содержание души не может не проявляться внешне. «Вера без дел мертва», — говорит апостол Иаков. Попробуйте любить своего супруга «в душе», не делайте ему подарков, не интересуйтесь его делами, не говорите ласковых слов… Доволен ли он будет? Рады ли будете вы, если аналогично будет поступать он с вами? Почему же в отношениях с Богом такие «душеверники» не замечают противоречия? Некто заметил, что сказать «Бог у меня в душе» подобно тому, чтобы сдать учителю на экзамене чистый лист бумаги и сказать: «Знания у меня в мозгах».

— Что вы думаете о священниках «на джипах» и с многоэтажными хоромами? Случалось ли вам быть лично знакомыми с такими?

— В «многоэтажных хоромах» живет большинство граждан России, преступления здесь нет. У меня даже такого жилья нет, не говоря о коттедже. О джипах… Наверное, если большинство твоей паствы использует именно такое средство передвижения, то священник должен чувствовать себя комфортно и за рулем такой иномарки. Ну а если нет, то таковым адресованы слова Патриарха Кирилла:  «Давайте подумаем о том, чтобы мы использовали такие транспортные средства, которые недоброжелатели не будут использовать в качестве повода для дискредитации духовенства… Я призываю вас к умеренности и к разумному подходу, который должен, в том числе снять соответствующее обвинение с церкви и духовенства». А вот другой случай. Однажды, подходя к зданию сербской патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: «Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?»

Такая вот зарисовка с натуры с прежнего места моего служения. Немного лирики, так сказать…

Безумное Белово!

Сегодня был «требным», то бишь батюшкой по вызову. Так вот, на 13 часов было заказано отпевание в старой части города/села, а заказавшие за мной все не едут. Только в 13.30 объявился некий мужичок и мы покатили на шедевре отечественного автопрома. Погода скверная, холодный ветер — под стать настроению. Молча приехали на кладбище, я интересуюсь: «А где покойник, народ?», -Его еще не привезли, — последовал ошеломивший меня ответ. Бабушка-де велела отпевать ее не дома, а на кладбище. Дожидаться еще не весть сколько времени новопреставленную в мои планы никак не входило. Говорю водителю, чтобы вез меня в дом покойницы. Приехали, захожу в дом… Где собственно… тело? Его нет, ибо отправили в последнюю ЭКСКУРСИЮ по улицам городской окраины! Ужас! Снова сажусь в авто и велю ехать на перехват. Через какое-то время в лобовом стекле появляется следующая картина: впереди идут несколько тетушек с синтетическими венками, за ними грузовик с открытыми бортами, а на нем ковер с гробом. Но самое интересное, что печальную процессию сопровождало комическое подобие похоронного квартета музыкантов с видавшими видами трубой, валторной и еще чем-то, которые тщетно пытались прилично играть нечто соответствующее текущему моменту под удары еще более облезлого барабана. Процессия останавливается на улице, гроб располагают на стоящие на асфальте табуретки, свечей ни у кого не нашлось, кадило зажечь на ветру тоже невозможно… Вот так впервые я отпел без кадила и свечей на проезжей части улицы с крайне скверным настроением. Белово, безумное место огромной страны…

comments powered by HyperComments