Российские танкисты стали лучшими в биатлоне

В финале чемпионата мира они обошли сборные Казахстана и Армении. С 4 по 16 августа в подмосковном Алабино прошел чемпионат мира по танковому биатлону. Если в прошлом году в соревнованиях участвовали всего четыре команды, то в этом количество претендентов возросло до 12. Кроме России, за звание лучших боролись экипажи из Белоруссии, Армении, Киргизии, Казахстана, Анголы, Вэнесуэлы, Индии, Монголии, Сербии, Китая и Кувейта. 

На проведение чемпионата были запланированы огромные расходы. Еще в феврале «Известия» со ссылкой на Спецстрой России сообщили, что подготовка танковой трассы в Алабино обойдется бюджету более чем в миллиард рублей. Эти средства должны были пойти на увеличение трассы, создание рубежей для стрельбы с ходу, установку радиоуправляемых подвижных мишеней, прорыв широкого брода для прохождения 4-мя танками одновременно, а также постройку трибун и современного пресс-центра. Организаторы (главным из которых называют министра обороны РФ Сергея Шойгу) явно рассчитывали на участие команд из стран блока НАТО и США, но, начиная с весны, они по очереди стали отказываться от участия в чемпионате мира по политическим мотивам. Некоторые эксперты заговорили о том, что без Германии, Франции и Великобритании соревнования не имеют смысла, а выигрыш у сборной Казахстана (которая еще до начала чемпионата считалась в отсутствии «натовских» экипажей главным конкурентом российских танкистов) – достижение сомнительное. Впрочем, почти все специалисты сошлись на том, что чемпионат мира по биатлону – это не только зрелище с участием лучших танкистов мира, но и возможность продемонстрировать наблюдателям из Юго-Восточной Азии (а многие из них работают как раз на «натовских» и американских образцах) возможности российской техники.

Танк (1)

По регламенту чемпионата, команды могли либо привезти танки с собой, либо воспользоваться российскими Т-72. В итоге на своих машинах выступали только россияне (модернизированный танк Т-72Б3) и китайцы (Type 96A). Организаторы до последнего надеялись, что команда из Кувейта привезет свои «Абрамсы», но до Алабино они так и не доехали.

Экипажи соревновались в спринте, индивидуальной гонке, гонке преследования, спортивном этапе и эстафете. Правила танковой эстафеты очень похожи на обычный биатлон. Каждая сборная отбирает три экипажа, которые на одной машине проходят три круга по четыре километра. Первый круг проходит без стрельбы, и главная задача танкистов – показать максимальную скорость. На втором этапе экипаж должен поразить цель на расстоянии 800 метров из пулемета, а на заключительном круге ведется стрельба из пушки с ходу по мишеням, имитирующим танки противника. В случае промаха экипаж отправляется на 500-метровый штрафной круг.

На заключительном этапе эстафеты поначалу лидировали танкисты из Казахстана. Российский экипаж пропустил вперед не только их, но и команду Армении. Почти до последнего этапа наши шли на третьем месте, но тут случилась неожиданная поломка казахского танка, и бороться за золото кроме России и Армении стало некому.  Россияне победили, а третье место судьи отдали танкистам из Китая.

Наши танкисты, кроме памятных медалей и кубка, получили по новому внедорожнику УАЗ. Экипажу из Армении за второе место достался «утешительный» приз в виде танка Т-90.

Танк (2)

После награждения механик-водитель российского экипажа Александр Рыбаков поделился впечатлениями от соревнований.

— Модернизированный танк Т-72Б3, на котором мы выступали – это самая последняя версия легендарной «семьдесятдвойки». Танк нашпигован цифровой электроникой, оснащен мощным двигателем, благодаря которому он быстро набирает скорость и буквально летит по полигону. Очень помог автоматизированный многоканальный прицел «Сосна-У» — если мишень «схвачена» прицелом, он ее уже не отпустит, какие бы маневры танк не совершал. Приятно удивили китайцы, которые – в хорошем смысле слова – набрались наглости и привезли свой Type 96A. Их танк тяжелее нашего на 5,5 тонны, максимальная скорость – 65 км/ч против наших 60 км/ч, но скорострельность такая же – 8 выстрелов в минуту. Но Type96A очень часто ломаются, постоянно перегревается двигатель, а подвеска совсем не предназначена для наших условий.

Мы попросили поделиться впечатлениями от соревнований по танковому биатлону Валерия Эммануиловича Лещика, который служил в танковой дивизии в Сертолово с октября 1983 по июнь 1985 года.

Танк (3)

— Смотрел чемпионат по танковому биатлону по телевизору, когда получалось. Танковый биатлон – это очень зрелищно, показывается вся военная мощь. Устраивать такие состязания полезно – это помогает привить интерес молодых людей к службе в армии.

На мой взгляд, навыки из танкового биатлона вряд ли в реальном бою пригодятся, но все же это зрелищно. Сейчас танком управлять легче, чем в мое время. В танках на биатлоне экипаж состоит всего из 3 человек: водитель, наводчик, командир. Заряжающий теперь не нужен, все автоматика заменила, есть стабилизатор пушки – как бы танк не ехал, вверх-вниз не скакал, пушка остается зафиксированной и стреляет ровно. Ни за кого не болел, просто красивое зрелище.

Когда я служил в Сертолово, мы ездили на старых танках Т-54. Экипаж состоял из 4 человек: водитель, наводчик, заряжающий и командир. Сначала забирается наводчик, потом – командир танка. Водитель должен быть постоянный, который знает каждую кочку. Стрельбище было рядом с полком – стреляли маленькими снарядиками сантиметров 20 – назовем их учебными. Где-то раз в полгода давали стрелять боевыми. Стрельбища, по сути, как и в танковом биатлоне: поднимается макет — фигура танка – в нее стреляешь. Потом появляются макеты колонны машин – из пулемета по ним стреляешь. Конечно, в жизни потом только закалка характера пригодилась, выносливость, упорство.

После успеха российских танкистов на чемпионате мира министерство обороны озвучило планы по проведению всеармейской олимпиады. Также военные чины обещали в скором времени заказать гимн танковому биатлону – по примеру других спортивных гимнов.

comments powered by HyperComments