Уполномоченный просил представителей Федерального Собрания РФ от Ленинградской области выйти с инициативой внесения изменений в закон о социальной защите инвалидов

Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов обратился к заместителю председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Е.В. Петелину и первому заместителю председателя комитета Государственной Думы по международным делам С.С. Журовой с просьбой выйти с инициативой внесения изменений в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В 2014 году Уполномоченным совместно с прокуратурой была проделана объемная работа по защите прав инвалидов на беспрепятственный доступ к социальным объектам. Во время рабочих поездок по районам Сергей Шабанов лично осматривал доступность отделений почтовой связи для инвалидов и других маломобильных групп населения, и пришел к выводу, что УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России» не принимает должных мер для выполнения федерального закона. Поскольку позиция Почты по решению вопроса оказалась неконструктивна и безвольна, пришлось призвать на помощь прокуратуру.

В октябре 2014 года Сергей Шабанов направил обращение Прокурору Ленинградской области С.Г. Иванову с просьбой провести сплошную проверку всех почтовых отделений связи в регионе, и по ее итогам по всем нарушениям закона внести акты прокурорского реагирования. По результатам проверки стремительно были направлены в суды более 170 заявлений об обязании ФГУП «Почта России» устранить нарушения требований закона о социальной защите инвалидов. А всего к концу года таких заявлений в суды было направлено 249. Было внесено 15 представлений прокуратуры, по результатам рассмотрения уже привлечено к дисциплинарной ответственности 8 должностных лиц.

Но добиваться сооружения пандусов силами Уполномоченного, через прокуратуру и суды – не правильный путь. Необходимо системно решить вопрос об упорядочении правового регулирования контроля и надзора за соблюдением норм законодательства по обеспечению доступности инвалидов к объектам инфраструктуры, транспорта, связи и информации.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября уже далекого 1995 года №181-ФЗ, в статье 15 устанавливает: «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам <…> для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры <…>, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации». Должны создавать условия, но не создают.

В Кодексе административных правонарушений РФ есть статья 9.13, в которой говорится, что «уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей». Однако механизм взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения закона о социальной защите инвалидов, а значит – механизм принуждения к исполнению законодательства в течение почти 15 лет отсутствует по всей стране.

Дело в том, что протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица Федеральных органов социальной защиты. Федеральным органом власти в сфере социальной защиты населения является Минтруд, но он не имеет территориальных органов в сфере защиты населения в субъектах РФ, и протоколы должностными лицами Министерства не составляются. При этом в статье 28.3 КоАП РФ есть часть 2, которая называет еще один субъект, который мог бы составлять протоколы – это должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, но только в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора. Полномочия не переданы, и органы социальной защиты населения субъектов РФ также не реализуют эту норму.

В результате, сложилась ситуация, что на территории Ленинградской области и других субъектов Российской Федерации отсутствуют вообще какие-либо органы, которые в состоянии или имеют право осуществлять контроль, проверки, составлять протоколы в случае обнаружения нарушения, принуждать нерадивых, участвовать в систематическом и системном воздействии на процессы формирования доступной среды.

Впервые свою позицию о пробеле в законодательстве Уполномоченный изложил в специальном докладе, опубликованном в «Вестнике Общественной палаты Ленинградской области» и электронных СМИ в сентябре 2014 года.

В декабре того же года о проблеме была уведомлена Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, которая оперативно организовала работу в рамках своей компетенции и ответила, что на ее запрос Министерство труда РФ сообщило – еще в 2013 году был разработан законопроект по внесению изменений в федеральный закон. Но он так и остался в недрах министерства.

28 января 2015 года Уполномоченный предложил депутатам Законодательного собрания Ленинградской области инициировать внесение изменения в Федеральный закон №181-ФЗ, а именно – дополнить его статьей 4.1, передав субъектам РФ полномочия Российской Федерации по контролю за исполнением федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальных структур. Необходимо и ужесточение санкций, предусмотренных статьей 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Однако в начале марта был получен ответ о невозможности разработать финансово-экономическое обоснование к данному законопроекту.

30 марта Сергей Шабанов направил обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину с просьбой инициировать разработку и принятие конкретных изменений в законодательные акты. 5 мая 2015 года получено сообщение председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов о перенаправлении обращения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

По мнению Уполномоченного, рассмотрение затронутого вопроса может растянуться на долгое время, именно поэтому он обратился к представителям Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области – Е.В. Петелину и С.С. Журовой с просьбой поддержать или проявить инициативу в целях скорейшего принятия закона, который существенно улучшит и облегчит жизнь более 13 миллионов человек – именно столько жителей нашей страны являются инвалидами.

Уполномоченный проведет «горячую линию» по проблемам, связанным с проведением в медицинских организациях диспансеризации

Каждый взрослый человек, в возрасте двадцать один год и старше, имеет право пройти диспансеризацию с регулярностью раз в три года.

Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов ждет информацию от жителей области, которые прошли диспансеризацию в 2013 – 2015 годах, но встретились с трудностями при ее прохождении, или, наоборот, остались довольны оказанными услугами в медицинском учреждении.

Уполномоченный выслушает Вас 25 мая 2015 года с 13.00 до 16.00 по телефону 8 (812) 916-50-63.

comments powered by HyperComments