У меня зазвонил телефон…

Аферисты не бездействуют, а зачастую оказываются впереди новейших технологий.

37-летней петербурженке, воспитательнице детского сада, поздно вечером пришло SMS-сообщение, в котором говорилось, что ее банковская карта заблокирована. Для экстренного решения этой проблемы оператор банка просил срочно связаться с ним по указанному телефону.

Ваша карта заблокирована

Долго размышлять над эсэмэской женщина не стала и сразу перезвонила. Голос, похожий на автоответчик, сообщил, что необходимо срочно провести действия по разблокировке карты. Для этого предлагалось в течение получаса подойти к ближайшему банкомату и еще раз перезвонить на указанный в сообщении номер. Слепо следуя получаемым по телефону инструкциям, женщина в итоге сама отдала все средства мошенникам.

Афера с блокировкой карты создана от имени одного из известнейших банков страны. Все клиенты знают, что это финансовое учреждение высылает свою информацию с номера 900, мошенники же используют такой же короткий номер, но вместо нулей набирают две заглавные буквы О. Большинство мобильников попросту не отличает буквы от нулей, и человек вроде бы получает сообщение от своего банка. Мошеннические SMS информируют о блокировке банковской карты, о совершенном переводе средств или содержат другую информацию, побуждающую клиента перезвонить на указанный в сообщении номер телефона для уточнения информации. Перезвонившему держателю карты мошенники представляются специалистами службы технической поддержки или контактного центра и уверяют, что, например, для разблокировки карты необходимо сообщить номер «пластика» и три цифры, указанные на обратной стороне карты. Не подозревающие подвоха люди сообщают данные и вскоре остаются без денег.

Желаете стать миллионером?

Мошенничество с банковскими картами может проходить и по другой схеме, когда преступники пытаются получить данные о платежной карте в полном объеме. Например, на телефон отправляют SMS с сообщением о крупном выигрыше и просят для его получения обратиться по определенному номеру. Позвонившему предлагают перевести стоимость выигрыша на банковскую карту, при этом просят назвать номер карты и CVS (защитный код), якобы необходимые для осуществления этой операции. Сообщив требуемое, человек, естественно, теряет все имеющиеся на карте деньги.

Вы нам должны!

Эта афера рассчитана на тех, кто выплачивает кредит, а сегодня таких людей немало. Жертве звонят на мобильный с незнакомого номера, и якобы автоответчик некоего банка информирует: «Напоминаем вам о необходимости погасить задолженность по кредиту… Чтобы прослушать сообщение еще раз, нажмите цифру 1.Для связи с оператором нажмите 2». Так как из этого сообщения ничего невозможно понять, человек автоматически нажимает на 2.А преступник в ходе разговора умело выманивает у жертвы личные данные, номера кредиток и даже пин-коды. Чтобы не попасть на удочку таких мошенников, нельзя ни с кем вступать в телефонные разговоры относительно своих займов. Если вдруг на ваш номер стали поступать подобные звонки или эсэмэски, сообщающие о задолженности, необходимо позвонить или прийти в банк лично и прояснить ситуацию.

Так как же отличить мошенническое от направленной вам банком информации?

Предупрежден, значит, вооружен

Во-первых, мошенники не знают, какая карта и какого банка есть у клиента. Все это они пытаются выведать, задавая четко сформулированные вопросы (без подсказок психологов точно не обошлось!). Ни в коем случае не сообщайте им информацию о своей карте.

Во-вторых, крупные банки при рассылке SMS по картам всегда обращаются адресно («Уважаемый Иван Петрович»…) , а также в их сообщениях всегда указываются последние цифры карты держателя.

В-третьих, SMS от одного из крупнейших банков по картам рассылаются с короткого номера 900. Официальный номер горячей линии – 8-800-555-55-50 – используют только для приема входящих звонков в банк, с них сообщения не отправляют.

В-четвертых, Если все же полученное сообщение вызывает сомнение или тревогу, необходимо сразу позвонить в контактный центр своего банка по официальным телефонам, номера которых размещены на оборотной стороне карты или на официальном интернет-сайте финансового учреждения.

В том случае, если вы все же пострадали от SMS-мошенничества, необходимо:

— немедленно обратиться в контактный центр банка по официальному телефону и заблокировать карту, реквизиты которой были сообщены мошенникам или по которой были совершены мошеннические операции;

— обратиться по телефону к оператору связи, которому переведены денежные средства, с заявлением о мошенничестве и их возврате (информация о номерах телефонов, на которые были переведены средства, сотовом операторе и телефоны контактного центра сотового оператора указаны на чеке, полученном в банкомате);

— обратиться с заявлением о совершенном в отношении вас мошенничестве в полицию.

Справка

Важно помнить, что мошенники почти всегда действуют наугад, а получают их сообщения, в том числе, и граждане, у которых вообще нет действующих банковских карт. Но поскольку солидные банки являются крупнейшими держателями карт, то вероятность получения мошеннического SMS именно клиентами таких учреждений весьма высока. Найти телефонных аферистов – задача непростая, поэтому следует помнить, что чем раньше пострадавший обратится в полицию, тем больше шансов обнаружить и задержать правонарушителей.

В полицию можно позвонить по телефону 02. С мобильного – 02, 112 или 102, а также по телефону доверия ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 573-21-81.

Ярослава СИБИРЦЕВА

comments powered by HyperComments