«Черные ящики» А321 можно было не расшифровывать

Бортовые самописцы разбившегося аэробуса прекратили работу сразу после отрыва хвостовой части самолета

Расшифровка параметрического самописца Airbus А321 компании «Когалымавиа», разбившегося на Синайском полуострове, не помогла установить причину крупнейшей по количеству жертв авиакатастрофы в истории России. Об этом сообщила сегодня газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, близкие к расследованию авиакатастрофы.

Как пишет издание, катастрофа на борту самолета произошла так стремительно, что пилоты, по всей видимости, просто не успели хоть как-то на нее отреагировать. Именно по этой причине такими же бесполезными могут оказаться и записи речевого самописца, который, к тому же, имеет сильные повреждения.

По данным параметрического самописца аэробуса А321, на всем протяжении полета, продолжавшегося чуть более 20 минут, все системы самолета работали исправно. Управляемый автопилотом, аэробус практически набрал необходимую для вхождения в заданный эшелон высоту. После этого на борту воздушного судна произошла некая внештатная ситуация, после которой фиксация всех без исключения параметров работы систем самолета моментально прекратилась. Источник газеты сравнил запись «черного ящика» с кардиограммой, зафиксировавшей внезапную остановку сердца человека и его смерть. При этом причины такой ситуации могут установить только «дополнительные расследования».

По мнению экспертов, такой причиной стала взрывная разгерметизация салона, в результате которой оторвался хвост самолета. Именно в хвостовой части аэробуса находился параметрический самописец. Вместе с хвостом оторвались и все кабели, соединяющие «черный ящик» с информационными датчиками. Возможно, фиксировать параметры уже неуправляемого полета продолжил эксплуатационный регистратор, предназначенный для ежедневного считывания информации с целью контроля как за работой систем самолета, так и за действиями экипажа. Однако он находился в кабине и не был защищен специальным бронированным и огнеупорным корпусом, поэтому при ударе о землю разбился.

В четверг глава Росавиации Александр Неродько заявил, что первые выводы о причинах крушения АЗ21 можно будет сделать только через несколько месяцев, когда эксперты извлекут данные из речевого самописца, вывезут обломки с места катастрофы и в ангаре выложат из них макет самолета в полном размере. На выкладке можно будет обнаружить возможные повреждения, вызванные, например, разрушением корпуса в результате усталостной деформации в металле несущих конструкций или взрывом бомбы в багажном отделении.

Именно версию со взрывом бомбы активно продвигают представители США и Великобритании, а власти Египта, наоборот, всячески отрицают. В среду американцы заявили, что располагают  радиоперехватами переговоров боевиков так называемой «Синайской провинции» запрещенного в России «Исламского государства» о подготовке ими теракта на борту А321.

Британская газета The Times сегодня сообщила о том, что спецслужбы США и Великобритании в результате совместной операции при использовании средств спутникового слежения перехватили сообщения террористов о бомбе на борту российского самолета. По данным издания, спецслужбы перехватили электронные сообщения между боевиками ИГ в Сирии и на Синайском полуострове в Египте, где разбился авиалайнер. Взрывное устройство было пронесено на борт в пассажирском багаже до того, как было приведено в действие в самом самолете.

Газета отмечает, что пассажиры, которые в ближайшее время начнут покидать Шарм-эль-Шейх, не смогут пронести багаж на борт. Весь багаж будет доставляться специальными рейсами при повышенных мерах безопасности.

Премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон запретил полеты в или из Шарм-эль-Шейха, из-за чего около 20 тысяч британцев вынуждены оставаться на курортах Египта.

Ранее другое британское издание сообщало, что сотрудники спецслужб Великобритании перехватили сообщения боевиков «Исламского государства», которые обсуждали подготовку теракта.

Если аэробус на самом деле развалился в воздухе за считанные секунды, его экипаж мог не успеть среагировать на чрезвычайную ситуацию. Уже установлено, что перед катастрофой пилоты не связывались с наземными службами, поскольку на борту не возникало никаких проблем. А когда они появились, летчики, очевидно, были заняты тем, что пытались удержать в воздухе падающий самолет. Кстати, для того чтобы обозначить причину ЧП, пилотам было необязательно выходить на голосовую радиосвязь с землей. Достаточно было нажатием кнопок передать закодированные общепринятые сигналы бедствия: 7500 — теракт или захват, 7600 — потеря связи или 7700 — иная аварийная ситуация. Однако у них не хватило времени даже на это.

По состоянию на 5 ноября, визуально были идентифицированы тела 58 погибших. Сотрудникам оперативного штаба почти в каждом случае понятно, где будут захоронены тела и каким образом доставить их к месту захоронения. Те останки, опознать которые не представляется возможным, будут идентифицированы с помощью ДНК-экспертизы. Сотрудники оперативного штаба уже собрали необходимые генетические материалы у родственников погибших. Подобная процедура, в частности, потребовалась для идентификации жительницы Всеволожска Аллы Радлевич.

Тем временем, шестерым родственникам погибших из Ленобласти вчера были выданы свидетельства о смерти. Ведется опознание еще пятерых пассажиров из 47 региона.

«Родственники погибших в срок от трех недель получат уведомления о результатах генетической экспертизы, — рассказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. — Также было принято решение о порядке взаимодействия родственников с администрациями районов Ленобласти для оказания помощи в организации похорон и оплате ритуальных услуг. Все расходы бюджеты районов возьмут на себя».

Юлия Срибняк

comments powered by HyperComments