Светлый, долгожданный, спасительный!

Пасха – самый значимый день православного календаря, апогей годового цикла. В этом году мы его отметим 16 апреля.

Праздником праздников издревле считается Светлое Христово Воскресенье, или Пасха. Особенно важна в духовном отношении последняя неделя Великого Поста – Страстная, наполненная приготовлениями к встрече главного праздника. Это время соблюдения самого строгого поста. В эти дни вспоминают о страданиях, принятых Иисусом Христом для спасения верующих. Не случайно Страстная неделя сопряжена с целым рядом особых обрядов, которые старается соблюдать испокон веков православный люд.

Любой праздник не обходится без подготовки, и все хлопоты традиционно ложатся на плечи женщин. А потому поговорка «До Великого дня – по горло бабам дела!» актуальна и сегодня.

С понедельника начинали приводить дом в порядок. В ход шли различные травяные настои, которые использовали как универсальное средство. С ними мыли полы, протирали вещи и насыщали воздух благотворными ароматами. Обычно в состав настоев входило не менее семи трав.

Во вторник продолжали уборку и затевали стирку, причем, в воду также добавляли травяной отвар. Вечером того же дня вся семья отправлялась в баню.

В среду хозяйки закупали яйца и все необходимое к праздничному столу. К этому времени на центральных площадях Петербурга выстраивались палаточные городки, где предлагали всевозможные товары на любой вкус. Обыватели закупали куличи и пасхи, сыр, ветчину и дешевые колбасы целыми пудами (один пуд, на минуточку, равен 16 кг 58 г (!)).

Особенно много обычаев связано со Страстным, или Чистым, четвергом. В этот день петербуржцы старались встать пораньше, искупаться в проточной воде или хотя бы умыться ключевой водой «с серебра» или «с золота» — для красоты и здоровья. На рассвете Чистого четверга исполнялось и обережное очерчивание круга вокруг дома, чтобы в него не проникла нечистая сила. С тем же посылом окуривали дома можжевельником. Самый старший в доме обходил его с иконой и молитвой.

В Чистый четверг не мыли полы, не одалживали денег, не ели до звезды и не ругались с женами и соседями. Женщины занимались приготовлением особой «четверговой» соли: истолченную в ступке соль смешивали с густой квасной гущей, а затем выпаривали эту смесь в сковороде на медленном огне. Остывшую массу отвеивали от соли, которая приобретала светло-кофейный цвет и особый приятный вкус. По народным поверьям, «четверговая» соль, освященная в церкви, обладала целебными свойствами, способствовала семейному благополучию. Только с такой солью полагалось есть пасхальные яйца, а затем в течение года ее использовали в качестве оздоравливающего и профилактического средства, добавляли в пищу.

Страстную пятницу проводили в молитвах и покаяниях. В Великую субботу, от чего ее часто называли красильной, начинали красить яйца. Петербуржцы любили «крашенки» ярких цветов и заготавливали их в больших количествах – от нескольких десятков до 3-4 сотен, чтобы хватило и для праздничного стола, и для игр на улице.

С субботы на воскресенье наступала собственно Пасха, и спать в эту ночь считалось большим грехом. В некоторых губерниях даже существовал обычай: тех, кто не был у святой заутрени, обливали водой в течение всего дня.

После службы в церкви прихожане несли домой зажженные пасхальные свечи. Считалось, что тот, кому удастся это сделать, будет жить счастливо. Встречая восход солнца всей семьей, загадывали заветное желание.

Особым пасхальным развлечением было посещение колокольни: в светлую неделю любой мог позвонить в колокола. Город буквально гудел от колокольного звона многочисленных церквей. Особенно это развлечение нравилось подросткам, и нестройный колокольный гул разносился во все стороны долгие часы подряд, но никто молодежь не одергивал. «Первый звон – чертям разгон» — считали наши предки, и потому колокольный звон заметно расширял пространство праздника, наполнял сердца чувством причастности к Великому Воскресению. Все улицы были запружены гуляющими, а, если Пасха совпадала с открытием навигации, открывалось и катание на лодках. Весь день был исполнен светлой радости. При встрече люди обнимались и трижды целовались. Богатые хозяева одаривали слуг деньгами и подарками, а высокопоставленные чиновники христосовались с мелкими служащими. В этот же день на семейной трапезе разговлялись после длительного Великого поста. Крашеное яйцо, символизирующее мир, обагренный кровью Христа, становилось первым блюдом застолья. Часть освященных яиц берегли в течение года в качестве оберега дома от пожара, а в сельской местности — посева от града.

Также в Пасху было принято наносить многочисленные визиты родственникам, друзьям и знакомым. Прагматичные петербуржцы решили их заменить праздничными встречами с обоюдными христианскими поздравлениями на многочисленных балах, проводившихся в этот день повсеместно.

На такие Пасхальные встречи с непременными благотворительными аукционами собирались горожане всех сословий и званий – от губернатора и архиерея до мелких служащих. По случаю праздника проводилась «подписка» в пользу бедных, и всех пожертвовавших на благое дело ожидали фуршеты, марши и вальсы в исполнении военных оркестров.

…В наше время Пасхальные встречи претерпели ряд изменений, но главная идея – жертвовать часть своего дохода менее успешным членам общества – сохранилась.

Ярослава СИБИРЦЕВА

comments powered by HyperComments