Власть «мамонтов», или готовы ли руководители Сертолово жить в XXI веке

«Местная власть должна быть устроена так – а ведь это самая близкая власть к людям, – чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой».

Из Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года

Именно так глава государства видит доступность органов местного самоуправления – дотянуться рукой. Обратите внимание на дату – цитата из прошлогоднего послания. Что изменилось за этот год? Может ли рядовой сертоловчанин сегодня, в декабре 2014 года, дотянуться рукой до Александра Верниковского? Дотянуться рукой до Юрия Ходько? Именно «образно говоря» — при желании любой житель Сертолово наверняка сможет обменяться рукопожатием и с главой города, и даже с главой администрации. Скорее всего, сможет даже поговорить – например, на тему наступающего Нового года. Да только разве такую доступность наказывал местной власти Владимир Путин в декабре 2013-го?

Как насчет чего-то более существенного, и даже глобального – откровенного конструктивного разговора? Вроде того, который состоялся во время тех самых публичных слушаний 31 октября, которые позже в своей статье «СиО» назвали «приснившимися». Юрий Ходько мероприятие проигнорировал, а вот для Александра Верниковского этот «сон» вряд ли был приятным. Спокойным не был точно. А ведь глава Сертолово всего лишь оказался в не самой обычной для себя ситуации – он был вынужден не просто отвечать на прямые вопросы, а отстаивать свою точку зрения людям, имевшим по поводу происходящего мнение собственное. Был вынужден убеждать жителей Сертолово, что подготовленный Генплан – именно то, что нужно. И нужно не местной власти, а народу.

Что произошло в итоге соприкосновения руководства Сертолово с собственными жителями? В газете «Петербуржский рубеж» слушания были названы «шабашом», а наиболее активные их участники приравнены к «безмозглым футбольным фанатам». В срыве слушаний – на которых не присутствовал никто из членов оргкомитета, организовавших эти слушания, кроме Людмилы Голощаповой – глава Сертолово обвинил не собственных чиновников, а председателя ПО-2 Ивана Мининкова.

Почему городская власть не готова к взаимодействию с жителями? Что мешает руководителям Сертолово конструктивно общаться с населением, и можно ли им помочь, если сами они не в состоянии выстроить взаимодействие с собственным народом?

«При региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств»

Из Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года

21 июля 2014 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Что такое «общественный контроль»? В соответствии со ст.4 Закона это «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений».

Получается, что в соответствии с этим законом главной целью общественного контроля является наблюдение за органами власти и их общественная проверка. Но что подразумевает «наблюдение»? Чтение постановлений Александра Верниковского в газете «Петербургский рубеж», пусть даже и с их последующим обсуждением? Анализ закона позволяет сделать вывод о том, что общественный контроль – это в первую очередь проверка. И вторая часть целей – общественная проверка, анализ и общественная оценка актов и решений – отражает истинный смысл понятия «контроль».

Общественный контроль на местном уровне осуществляется общественными палатами, общественными комиссиями, инспекциями и группами общественного контроля. Их права при осуществлении общественного контролирования довольно обширны: они имеют право запрашивать у контролируемых органов необходимую информацию, посещать эти органы в установленном порядке, подготавливать по результатам осуществления контроля итоговый документ и направлять его в органы власти, при выявлении нарушений прав и свобод человека направлять материалы уполномоченным по правам. При этом, в отличие от аналогичных возможностей обычного гражданина, ответ на обращение общественных контролеров обязателен не только для органов местной власти, но и для организаций, осуществляющих публичные полномочия.

Закон называет следующие формы общественного контроля (статья 18): общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие.

В редакцию «СиО» регулярно поступают обращения от жителей города о тех или иных проблемах, которые – при желании со стороны органов местной власти – могли бы решаться ими совместно с представителями общественного контроля. К сожалению, пока, вместо конструктивных решений, мы видим только критику наиболее активных сертоловских «оппозиционеров» и слышим заверения о том, что власть в Сертолово беспокоится о жителях. А на страницах периодически появляющихся фальшивых выпусков «Сертолово и окрестностей» читаем о том, как много делают для народа городские чиновники и как несправедливы к ним те, кто их критикует.

Мы регулярно получаем письма от наших читателей, в которых они делятся собственным мнением о работе сертоловских «слуг народа». «До сих пор в Сертолово отсутствует прямой диалог между народом с одной стороны, и законодательной и исполнительной властью – с другой, – считает один из наших читателей. — И в то же время к ним приходят представители почти двухтысячного коллектива, почти 400 человек. Им приносят заблаговременно подписанное 728 жителями обращение, в котором буквально расписывают: какие изменения необходимо внести в Генеральный план, Правила землепользования и застройки — а они отказываются даже слушать предложения своих же избирателей. О каком конструктивном диалоге может идти речь?»

Редакцией «СиО» принято решение прекратить публикацию на страницах газеты «открытых писем» активных жителей Сертолово и окрестностей к действующему руководству МО. Мы уверены, что построение диалога с собственным народом – задача и прямая обязанность той власти, которой жители доверили управление городом. При этом мы не только продолжаем, но и увеличиваем количество собственных материалов, посвященных городским проблемам и оценке работы муниципальных властей.

Увы, но дотянуться рукой до местной власти в Сертолово пока не представляется возможным.

comments powered by HyperComments