Администрация МО Сертолово публикует свои постановления выборочно. Что говорит по этому поводу закон?

Полтора месяца назад, во время подготовки материала о деятельности МАУ «Сертоловский культурно-спортивный центр «Спектр», я наткнулся на интересный документ – постановление администрации МО Сертолово  от 14.06.2013 г. №220 «Об установлении МАУ «Сертоловский культурно-спортивный центр «Спектр» нормы расходов бюджетных средств на проведение мероприятий долгосрочных целевых программ в отраслях «культура», «молодежная политика», «физическая культура и спорт». Точнее сказать, наткнулся только на упоминание о его существовании, поскольку ни в разделе «Документы» на сайте администрации, ни в муниципальной газете ознакомиться с текстом замечательного постановления не удалось. Нормы расходов бюджетных средств по данному разделу оказались недоступны для широкого круга лиц.

Принципу прозрачности (открытости) бюджетной системы посвящены сразу несколько норм федерального законодательства. В соответствии со ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации означает обязательное опубликование в средствах массовой информации (СМИ) утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении и доступность иных сведений о бюджетах.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. Ни в бюджетах субъектов Российской Федерации, ни тем более в местных бюджетах секретные статьи не могут быть предусмотрены. Это обусловлено тем, что секретные статьи касаются только наиболее значимых общегосударственных вопросов, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 149 от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации», не может быть ограничен доступ к «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств».

Возможно, для некоторых сертоловских чиновников это станет откровением, но Сертолово входит в состав Российской Федерации, а законы РФ обязательны к исполнению на всей территории муниципального образования, включая помещения администрации.

В Ленинградской области есть сайт «Открытый бюджет», призванный «сделать бюджетный процесс региона публичным и понятным каждому». На этом ресурсе, на самом видном месте размещено обращение губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко: «Правительство Ленинградской области заинтересовано в том, чтобы жители региона были активными участниками бюджетного процесса, ведь бюджет региона — это деньги каждого из них. Налогоплательщики должны не только знать, на что расходуются финансы, но и участвовать в определении приоритетов этих расходов».

Заинтересована ли в этом администрация МО Сертолово?

Не найдя в открытом доступе постановление администрации от 14.06.2013 года № 220, я разместил на сайте МО Сертолово обращение с просьбой опубликовать этот документ в сети «Интернет».

В Российской Федерации с 2009 года действует закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В соответствии со ст. 13 закона, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет», содержит, в том числе, «нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу».

Спустя месяц после моего обращения на сайте МО Сертолово появился ответ, подписанный главой администрации Юрием Ходько.

 «В ответ на Ваше обращение о размещении в сети «Интернет» постановления администрации МО Сертолово от 14.06.2013 г. №220 «Об установлении МАУ «Сертоловский культурно-спортивный центр «Спектр» нормы расходов бюджетных средств на проведение мероприятий долгосрочных целевых программ в отраслях «культура», «молодежная политика», «физическая культура и спорт», (в редакции от 02.06.2014 г. №239), администрация МО Сертолово разъясняет:

— указанное постановление не является нормативным правовым актом администрации МО Сертолово и не содержит требований об опубликовании (обнародовании) на официальном сайте администрации МО Сертолово в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

О чем говорит этот ответ, кроме как о нежелании предоставлять информацию об использовании бюджетных средств МО Сертолово?

О том, что представители местной власти продолжают упорные попытки придать первостепенный правовой статус не федеральным законам, а собственному правовому творчеству. Постановление администрации может и не содержать требование о его опубликовании или обнародовании – такое требование содержит федеральный закон, действие которого не может быть ограничено на местном уровне.

Упоминание того, что постановление № 220, устанавливающее нормы расходов бюджетных средств, «не является нормативным правовым актом» (к ненормативным правовым актам обычно относят приказы о назначении на должности, награждении и т.д.) само по себе очень спорно, но в данном случае не имеет никакого значения: ст. 13 ФЗ № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» говорит о необходимости опубликования в сети «Интернет» «муниципальных правовых актов, изданных органом местного самоуправления» (п. 2 «а» ст. 13).

В соответствии с Уставом МО Сертолово, в систему муниципальных правовых актов МО Сертолово входят, в том числе, «правовые акты главы муниципального образования Сертолово, администрации муниципального образования Сертолово, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования Сертолово» (ст. 46 п. 2-4).

В Уставе МО Сертолово также сказано, что «муниципальные нормативные правовые акты муниципального образования Сертолово, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу  после их официального опубликования (обнародования)» (п. 11 ст. 46). И здесь Устав Сертолово  необоснованно ограничивает федеральный закон, в котором сказано, что информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет», содержит информацию о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, в том числе «муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими» (п. 2 «а» ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Подобный подход привел к тому, что на сайте администрации МО Сертолово можно ознакомиться только с теми муниципальными правовыми актами администрации, которые посчитали нужным опубликовать муниципальные чиновники. Вопрос о порядке ознакомления с другими муниципальными правовыми актами остается открытым.

В ближайшее время надзорным органам предстоит определить правомерность такого подхода.

Главный редактор газеты «Сертолово и окрестности» Максим Мордвинов

comments powered by HyperComments